Волшебный пинок Мотивация и состояние потока

Мечтать не вредно или 5 принципов успешного обучения взрослых

alyeНедавно в разговоре с коллегой я вспоминала свои ощущения в самом начале обучения игре на фортепиано. Из этого разговора родилась идея сегодняшней статьи.

Для тех, кто не в курсе, я никогда не занималась музыкой, и единственное произведение, которое я умела играть к концу сентября 2014 года — это несколько нот детской песенки «В лесу родилась елочка». Но я всегда мечтала играть. И я всегда очень любила музыку, особенно фортепианную. Я могла как завороженная слушать, как играют мастера, представляя себя на месте мастера.

Помню, как на одном тренинге в разговоре с коллегой всплыла тема фортепиано. Я ей сказала, что всегда мечтала научиться музицировать, на что она мне ответила: «А я не мечтаю, я уже делаю». И я думаю, что в этих двух позициях, действительно, есть большая разница. Можно мечтать о чем-то важном всю жизнь, но так и оставить это мечтой, ссылаясь на нехватку времени, возраст, обстоятельства, детей, родителей или другие причины, которые мешают начать воплощать мечту в реальность. А можно найти в себе смелость, чтобы сделать первый шаг, а потом второй, третий… и с радостью ощутить, как энергия потока из области мечты начинает наполнять всю твою жизнь в целом. 

Я давно следую принципу «искать возможности, а не ограничения», и на своем реальном примере вижу, как это продвигает по жизни. Но что интересно, этот принцип на какое-то время перестал действовать в самом начале реализации моей мечты. Я думаю, что многие из взрослых людей, решивших обучаться чему-то новому, сталкиваются с подобным ограничением, которое связано со страхом показаться глупым, смешным, беспомощным, бездарным. Но что интересно, ведь любой мастер своего дела когда-то был начинающим учеником и не умел ничего из того, что сейчас у него получается феерично. Мы все большие дяди и тети, уважаемые и признанные эксперты и профессионалы каждый в своей области. И как же мы не любим ошибаться или быть не на высоте. Я заметила, что большинство начинающих коучей, которые приходят к нам в университет на обучение, также боятся пробовать на практике новые компетенции, они все время «хотят подстелить соломки», чтобы было не больно падать с высоты своего годами выстраиваемого профессионального опыта. В любом обучении во взрослом возрасте это очень важный этап — позволить себе ошибаться, позволить себе быть неидеальным, позволить себе быть учеником. 

Еще Сократ говорил «Я знаю, что ничего не знаю», и эта жизненная позиция помогала ему глубоко и непредвзято исследовать мир и людей такими, какие они есть. Каждый ребенок исследует мир из позиции незнания, но огромного желания познать. Дети не боятся выглядеть глупо и нереспектабельно, дети воспринимают мир широко открытыми глазами и распахнутым сердцем. Нам, действительно, есть чему научиться у детей. В их непосредственном, легком и радостном восприятии любого нового опыта кроется секрет их быстрой обучаемости. И любой детский педагог знает, что ключом к этому является интерес и обучение в формате игры. Но почему же взрослых во многом лишают возможности играть и испытывать  искренний интерес к тому, чему они учатся? Или может сами взрослые не хотят снимать маски серьезных начальников или идеальных бизнес-леди?

Я на собственном опыте искала ответы на эти вопросы и в процессе этого исследования выделила несколько важных принципов успешного обучения и вдохновляющей реализации мечты, связанной с обретением нового навыка.

1) На мой взгляд самый первый и самый важный принцип — это профессиональный наставник, который уже на начальном этапе видит в тебе чемпиона. Когда я приняла решение обучаться игре на фортепиано, первый педагог, с которым я встретилась, сказала, что взрослому человеку научиться игре с нуля очень и очень сложно, и на это могут уйти долгие годы. Услышав эти слова, я поняла, что это не мой педагог. И продолжила поиски. Я очень рада, что мне повезло встретить великолепного преподавателя по фортепиано Анну Якушеву, которая с огромной верой подходит к обучению каждого своего ученика, выстраивая для него уникальную, интересную, вдохновляющую программу развития мастерства. Анна не коуч, но в ее подходе я с радостью ощущаю любимые мною коучинговые инструменты, опирающиеся на мой внутренний потенциал. Еще одного такого педагога я встретила в прошлом году на мастер-классе по рисованию. Художник Алена Островская учит живописи, наполняя каждый урок своей любовью к рисованию и верой в то, что каждый взрослый ученик может создать шедевр. Ее подход позволяет за три часа неподготовленному ученику нарисовать картину маслом и, что очень важно, самому поверить в свое мастерство.

2) Обучение должно быть интересным. Если говорить о музыке, то я обучаюсь игре на примере любимых произведений. Мне доставляет огромное удовольствие разучивать и самой играть ноты прекрасных классических и современных произведений, от которых поет моя душа. Любое обучение можно сделать легким, интересным, радостным и волнующим. Так, обучаясь иностранным языкам, можно механически заучивать новые слова, а можно общаться с педагогом на важные и интересные темы, и таким образом пополнять свой словарный и грамматический запас. Возвращаясь к рисованию, на последнем мастер-классе у Алены Островской, я наблюдала за тем, как она учила рисовать моего сына, проводя интересные для него паралелли между живописью и строительством городов, показывая, как легко и радостно можно совершать ошибки и, как волшебно масляные краски могут перевоплощать ошибки в истинную красоту.

10888483_767573519998513_7421950479515765643_n

И об ошибках, я считаю, стоит поговорить отдельно.

3) Важно позволить себе быть неидеальным. Особенно на начальном этапе. Позволить себе быть ребенком, который познает мир с распахнутым сердцем. Важно пройти начальный этап, когда твоя внутренняя экспертность голосом совсем неконструктивного критика заставляет тебя все бросить, чтобы не ударить в грязь лицом. Важно понимать, что ошибки являются ценнейшим опытом, буквально удобрением для молодого побега зарождающегося мастерства. Я выбираю относиться к своим ошибкам с юмором. На уроках по фортепиано, мы с моим педагогом весело смеемся, когда я в очередной раз не попадаю в ритм или играю фальшивую ноту. С юмором ошибка становится легкой как порхающая бабочка, и немного покружившись, она вскоре улетает в небытие.

4) Любой навык и любая мечта требуют приверженности. А это значит, что выбирая мечту или новое мастерство, нам важно каждый день делать шаг навстречу этому. Важно выставлять жизненные приоритеты таким образом, чтобы всегда находилось время для мечты. На своем опыте я убедилась, что это имеет ключевое значение для обретения мастерства. Я организовала ежедневник таким образом, чтобы в нем всегда было место для мечты и совсем скоро я поделюсь своим ежедневником с вами, своими читателями.

5) И еще один принцип, который помогает мне расти — это визуализация себя мастером и торжественное публичное обещание. И это не просто визуализация, это объемное и наполненное смыслом видение. Представляя в деталях свой успех, я глубоко осознаю, ради чего и ради кого я это делаю, я соединяю свою мечты с самым ценным, что есть внутри меня, и я вижу, кем я становлюсь, когда приверженно воплощаю свою мечту в реальность. А еще я усиливаю свою приверженность обещанием близким и друзьям сделать то, чего я никогда раньше не делала, но обязательно сделаю, стремясь к своей мечте. Так, начиная обучение игре на фортепиано, я торжественно пообещала сыграть через год свое любимое произведение. К слову говоря, я сыграла часть этого произведения уже через 3 месяца. Это позволило мне убедиться в том, что сила визуализации в сочетании с обещанием просто огромна.

Завершая статью, я хочу спросить у вас:

Какую вашу мечту вы давно откладываете, но точно знаете, что она может сделать вас счастливым? И что вы можете сделать уже завтра, чтобы дать шанс этой мечте стать вдохновляющей реальностью в ближайшем будущем?

А если вы уже реализуете свою мечту или обучаетесь чему-то новому, подумайте, как вы можете добавить интереса, легкости, юмора и приверженности в ваше взаимодействие с новым опытом? Только представьте, как растет ваше мастерство, когда вы, как ребенок, широко открываете глаза и радостно распахиваете свое сердце миру, в котором происходит столько всего интересного? И какой тогда может стать ваша жизнь, в которой мечта, согреваемая вашей любовью и приверженностью, распускается ярким фейерверком новых возможностей?

Следование этим принципам позволило мне достичь вот таких результатов через 4,5 месяца обучения. Представьте, чего можете достичь вы в своем мастерстве всего через несколько месяцев, если сегодня дадите своей мечте шанс?

 

Если Вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, с друзьями в социальных сетях.


Комментарии:

3 комментария

  1. Юля

    18.02.2015 в 2:33 пп

    Ирина, рада, что вам так повезло при поиске педагогов. Полностью согласна, что очень важно найти педагога, который будет верить в своих учеников. Я сама уже много лет мечтаю научиться красиво петь и играть на гитаре. Несколько раз я пыталась найти преподавателей, но мне встречались либо любители, которые ничему не учили и говорили, что когда-нибудь само начнет получаться и тут важен талант, либо профессионалы, которые изначально не верили, что можно развить слух взрослому человеку. Эти профессионалы уныло говорили про много лет упорного обучения, прежде, чем хоть что-то получится… Конечно, такое обучение не привлекает.
    Но ваш опыт вселяет надежду 🙂

  2. Татьяна

    18.02.2015 в 8:00 пп

    Ирина, замечательная статья!
    Я как раз недавно пошла на обучение своей мечты и мне пока сложно представить, как я буду постигать азы практики наравне с людьми, которые на 10 лет меня младше.
    Пока учусь, испытываю интеллектуальный восторг и приглядываюсь к возможным наставникам.
    Но вот легкости не ощущаю. Наоборот, все воспринимаю слишком серьезно и на это иногда тратятся все эмоциональные силы

  3. Анастасия (English4.me - Английский для меня и моей семьи)

    20.02.2015 в 1:51 пп

    Ирина, спасибо за статью и за то, что так щедро делитесь наглядным опытом. Я на своей практике каждый день виже эффекты симбиоза коучинга и преподавательской деятельности (коучинг+иностранные языки). Талантливым преподавателям действительно натуральным образом удается работать по принципам принятия, осознанности и пр., но ещелучше, когда ты в полной мере владеешь инструментарием коучинга, и методично его применяешь.

Ответить